Повесть об Украине

23-10-2018

Сообщения с тэгом «Майдан» штурмуют интернет, питая почву для пропаганды и информационных вбросов.

Ситуация на Украине держит первые места в новостном топе уже третью неделю. Все издания бросили силы на освещение Евромайдана и ситуации в Крыму. Но разобраться в том, что происходит на самом деле, крайне сложно. И не в последнюю очередь из-за большого массива противоречащей друг другу информации.

Фашиствующие молодчики, захватившие Киев, снайперы, нанятые оппозицией, российские агрессоры, оккупирующие территорию Крыма, поток беженцев из Украины… КАВПОЛИТ попытался разобраться, где правда, а где ложь.

За заслуги перед отечеством

Телеведущий канала «Россия 24», а ныне генеральный директор международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, получивший орден «За заслуги перед отечеством», не раз становился главным героем блогосферы после освещения событий в Киеве и Крыму. Участники Евромайдана даже присудили российскому журналисту Оскар. Вручить статуэтку лично митингующим не удалось, и они передали ее через корреспондента телеканала «Россия 24» Виталия Седюка.

Позже Дмитрия Киселева уличили в пропаганде уже официально. Коллегия по жалобам на прессу постановила, что сюжет «Украинское вече», в ходе которого освещались события Евромайдана, формирует ложный образ российской журналистики. «Сюжет, сконструированный в логике подгонки жизни под пропагандистскую «колодку», подкрепляющий отобранными кадрами репортажа «установочные» обобщения ведущего, отличается оскорбительно низким качеством, расчетом на неразборчивость, нетребовательность, всеядность информационно зависимой части российского общества, а равно и на распространение и закрепление в российском обществе в целом именно этих начал», – постановила коллегия.

Российские оккупанты

Около недели российские и украинские СМИ и блогеры пытались разобраться, чьи военные находятся на территории Крыма. Российские СМИ в большинстве своем сообщали, что это отряды крымского ополчения. Украинские уверяли, что в Крым пришли «российские агрессоры» и что «братское кровопролитие не за горами».

Прослушка по-киевски

На минувшей неделе в интернете появилась запись беседы главы МИД Эстонии Урмаса Паэта и верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, в которой Паэт пересказывает версию о снайперах, стрелявших в обе стороны, и высказывает предположение, что за снайперами стоял не Янукович, а кто-то из оппозиционной коалиции. Запись разговора была размещена на YouTube и моментально обрела популярность.

В СМИ новость о телефонной утечке появилась под заголовком «Снайперы в Киеве были наняты лидерами Майдана».

Урмас Паэт отрицать подлинность аудиозаписи не стал и пояснил, что пересказывал версию, о которой ему говорила 25 февраля в Киеве общественный деятель, врач Ольга Богомолец.

В телефонной беседе с Кэтрин Эштон Урмас Паэт сообщил, что, по словам Ольги Богомолец, те милиционеры и демонстранты, что стали жертвами снайперского огня, могли быть, судя по «почерку», застрелены одними и теми же людьми.

«Она показала мне кое-какие фотографии, она сказала, что это один почерк, один тип пуль, и уже вызывает беспокойство, что новая коалиция не хочет расследовать, что именно произошло, поэтому все сильнее и сильнее понимание, что за снайперами стоял не Янукович, а кто-то из этой новой коалиции», — говорит Паэт в этом телефонном разговоре, добавляя, что если эти пересуды начнут жить своей жизнью, то это с самого начала дискредитирует новую коалицию.

В свою очередь Ольга Богомолец сказала журналистам, что не говорила Паэту об убитых с обеих сторон, поскольку не видела тел милиционеров.

Стоит отметить, что неофициальные версии о том, что снайперы могли быть наняты лидерами оппозиции, существовали и до Паэта.

Ранее Владимир Путин на пресс-конференции в Ново-Огарево заявил: существует мнение, что в митингующих стреляли люди от оппозиционных партий. Однако настоящая шумиха вокруг версии разгорелась только после телефонной утечки.

Беженцы из Украины

​ Российский «Первый канал» проиллюстрировал сюжет о прибывающих с Украины в Россию беженцах кадрами, снятыми на украинской границе с Польшей. На видеозаписи отчетливо видно, что на здании КПП действительно есть надпись «Шегини». Так называется украинское село рядом с польской границей и расположенный рядом с ним контрольно-пропускной пункт. После сообщений в СМИ о подлоге новостной ролик был удален с сайта телеканала.

Кроме того, сообщалось, что с начала года из восточных регионов Украины в Россию прибыли свыше 650 тысяч беженцев. Однако ведомство ООН по делам беженцев не подтвердило информацию о каких бы то ни было миграционных перемещениях на российско-украинской границе, выходящих за рамки нормы.

Fakecontrol

Сергей Балбеко, 25-летний программист из Харькова, создал сайт Fakecontrol, который, по его мнению, должен облегчить проверку информации. Материалы, размещенные на сайте, разоблачают всех участников украинских событий, независимо от местонахождения и политических предпочтений.

«Проект вырос органически, – рассказывает один из основателей проекта Михаил Бортник. — Мой товарищ Сергей Бабенко изначально вел блог, в котором публиковал заметки на тему фейков в социальных сетях. Во время ноябрьских и декабрьских событий это было актуально, так как появлялось много информации, не соответствовавшей действительности. Потом пришла идея сделать это более-менее централизованно. Большая часть новостей сейчас нам уже присылается читателями. Проверяем мы их очень просто: смотрим официальные документы, иногда сами совершаем звонки. Никто из нас не является журналистом по профессии, соответственно, аккредитации у нас быть не может. Это проект гражданской журналистики».