Раздумья о леших Главная страница : : Форум : : Гостевая книга : : Администрация сайта : : Новости : : Карта сайта : : Дополнительная информация

"Лесной дух, хозяйничающий, по народному преданию, в лесах... Когда леший идет по лесу дозором, при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, смеется... Расставаясь с лесом, он бесится, ломает деревья и разгоняет всех зверей по норам... При наступлении зимы проваливается сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивает из земли..."
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. "Словарь", 1896 г. (Статья "Леший").

Детство мое прошло в Айлино. Помню убогую деревню, свою бабушку Бисерову Наталью Осиповну, которая из-за неимения обуви все лето ходила босиком, даже по лесу. Мне было около девяти лет (примерно в 1948 году), когда бабушка рассказала занимательную историю, случившуюся с ее мужем, моим дедушкой.
Рубил как-то дедушка лес на Чулковке. Солнце клонилось к закату. Надвигались сумерки. Уже низко по земле побежали длинные тени. Очищая вершинник от сучков, дедушка неожиданно
почувствовал, что к нему кто-то подошел. Отставив в сторону топор и вытерев пот со лба, он вдруг увидел недалеко от себя довольно странное волосатое существо, которое в упор рассматривало его. На мгновение дедушка пришел в оцепенение, а потом проворно и поспешно перекрестился:
- Боже мой! Леший!..
Леший немного постоял, неторопливо развернулся и пошел в глубь корабельного леса. Дедушка еще долго наблюдал, как мелькал его высокий, мощный силуэт среди огромных, прямых, как пасхальные свечи, мачтовых сосен.
- Бабушка, а видел дедушка у лешего рога, копыта, хвост? - с детской наивностью спросил я.
- Леший - не черт. У него нет рогов, хвоста и копыт. Он шибко похож на большого мужика, только весь волосатый и ходит без одежи.
Трудно сказать, поверил ли я тогда бабушке, но твердо запомнил, что домовой живет в доме, водяной - в воде, черт - возле жилья, а леший - в лесу, там его место обитания. От того он и леший, то есть лесной.
В те далекие от наших дней годы встречи с лешими, домовыми, водяными, оборотнями, ведьмами, летавшими по ночам на метлах или голиках, не вызывали удивления. Люди верили в них, как в обычные вещи. И дедушка, наверное, тоже не сомневался в лешем, вряд ли задумывался над встречей с ним. Да и время для размышлений было самое неподходящее. Вскоре началась первая мировая война, затем гражданская. В 1919 году колчаковцы мобилизовали Петра Дмитриевича Бисерова в обоз, и вскоре он скончался в тифозной больнице в Новониколаевске (теперь город Новосибирск). Дедушка не дожил и до 40 лет. Я его никогда не видел и знал о нем только по рассказам бабушки.
Добавлю к сказанному, что до революции айлинские мужики лес на дрова валили на Чулковой горе за Воскресенским монастырем и речкой Иструтью. Заготовку вели летом, а зимой, когда Ай замерзал и устанавливался снежный покров, дрова санной дорогой развозили по домам. Теперь Златоустовского Воскресенского Единоверческого (православно-старообрядческого) мужского монастыря нет, а на его месте стоит небольшой поселок Иструть, названный по чистенькой горной речушке. Там и встретил Петр Дмитриевич лешего.
После 1948 года прошло много лет. И вот в 1970 году что-то подобное о лешем я опять услышал из рассказа моего тестя Степана Ивановича Нестерова.
Перед войной С.И.Нестеров работал старшим конюхом на Саткинском метзаводе. Тогда домны работали на древесном угле, поэтому завод держал много лошадей. В 1940 году Степан Иванович занимался заготовками сена для заводских лошадей на озере Зюраткуль возле Малого кыла и Москаля. Тут он и увидел высокое волосатое существо, которое вскоре скрылось в кустах.
Было раннее утро. Степан Иванович не успел как следует рассмотреть его, не заметил, что стан был прямой, морда, как у человека, но волосатая, плечи широкие, но чуть-чуть сутулые, походка ровная. Существо, видимо, следило за балаганом, в котором спали рабочие, подходило к нему, но собаки учуяли, подняли лай. Больше его Степан Иванович не видел.
Но больше всего сведений о незнакомом существе я получил от айлинского пастуха Сергея Егоровича Шерстобитова. К сожалению, его уже нет в живых. Нельзя сказать, что С. Е. Шерстобитов его хорошо рассмотрел, изучил, но в его рассказах много подробностей и тонких, любопытных наблюдений. А они-то и дали повод для плодотворных размышлений.
С Сергеем Егоровичем я был хорошо знаком. Он мне даже приходился дальним родственником. Но дело не в этом. К тому времени я уже долгие годы занимался активным туризмом, часто путешествовал по Уралу, узнал много нового, занимательного. Вот он и обратился ко мне за разъяснениями о своих встречах с незнакомым страшилищем. Но я ему ничего не объяснил, хотя и предполагал, что это мог быть снежный человек. И вот почему.
В конце 50-х - начале 60-х годов в печати появились несколько сообщений о встречах со снежным человеком. В это же время вышла книга английского исследователя Ралфа Иззарда "По следам снежного человека". Я ее читал. Однако в этой книге про Южный Урал не было сказано ни одного слова. Портреты же снежного человека и лешего сходились. А потом о снежном человеке забыли на долгие годы. Поэтому я ничего не сказал о своих догадках Сергею Егоровичу. Наверное, не только ему, но и многим моим знакомым такое предположение показалось бы не просто необоснованным, а вообще химерным.
В 60-70-х годах Сергей Егорович пас гурты совхозного коровьего молодняка в районе Нургуша и Березяка. Места те тихие, лесные, горные, но это вовсе не райские кущи. В густых зарослях и сырых болотах в изобилии бродят лоси, шалят медведи, пугая добродушных телочек и доверчивых бычков и иногда загоняя их в непролазные топи. Леса там уремные, таежные, наполненные комариным звоном, хотя и нельзя сказать, что дикие, первобытные, так как древостой повсеместно побывали под вырубками. Но людьми посещаются редко: летом бывают иногда ягодники, грибники да лесорубы, а весной, осенью и зимой - полное безлюдье на десятки верст окрест от Сибирки до Тюлюка.
Вот тут и повстречался Сергей Егорович с незнакомым существом летом 1972 года. Утром, когда Шерстобитов раздувал костер, чтобы согреть чай, ему показалось, что в кустах кто-то ворохнулся. Он поднял голову и в 40-50 метрах от себя увидел здоровое, волосатое существо, похожее на человека, но очень высокое. Страшилище (так он выразился) немного постояло и ушло за кусты. На нем совсем не было одежды, все тело было "в шерсти мышастой масти", руки тоже волосатые и даже длинноватые, туловище чуть сутулое, как у старика. Больше он его не видел. Обратил Сергей Егорович внимание на поведение собаки. Она несколько раз беззлобно тявкнула и тут же успокоилась, завиляла хвостом. Так собака лаяла только на лося да на незнакомых людей. При приближении медведя она вела себя агрессивно, свирепо, далеко выскакивала вперед и уводила зверя в сторону.
Через несколько дней Шерстобитов заметил, что в его балагане кто-то побывал. Так в Саткинском районе называют лесные избушки-полуземлянки, в которых ночуют покосники, охотники, пастухи, ягодники, грибники, лесорубы. Вещи на нарах были смещены, но ничто не пропало. Даже ножичек, топор и соль остались на своих местах. Собака заскочила в балаган вместе с хозяином, все обнюхала, но не выразила беспокойства. Однако котелок с вареной картошкой оказался пустой. Картошку кто-то съел тут же, так как на столике и на полу кое-где валялись кожурки с маленькими кусочками полураздавленной картошки. Соль даже не потрогали. Сергей Егорович знал, что люди в последние дни не приходили. Если бы сюда забрел медведь, то он обязательно что-нибудь напакостил, сломал, перевернул.
Места на Березяке малиновые. Малинники занимают огромные площади. Слияние двух Березяков - Малого и Большого - так и называют "Малиновым углом". Как-то вечером перед сумерками зашел Сергей Егорович в малинник. Ему показалось, что рядом кто-то прошел, и чья-то неясная тень беззвучно проплыла за ольшанниками. Заметил Шерстобитов, что в малиннике кто-то побывал, ел малину, хотя городские ягодники не показывались и не слышно было их голосов. На траве были заметны чьи-то следы, примятины, но кусты стояли ровно, будто нетронутые. Медведь так себя не ведет. Он ломает посадки, любит валяться по земле.
Однажды ночью Сергей Егорович слышал шорохи рядом с балаганом. Собака проурчала, но лай не подняла и на волю не пошла. Утром огневище костра оказалось разметанным, угли остыли, а на земле остался четкий, вдавленный и очень крупный отпечаток босой человеческой ноги. Спутать было нельзя. Он явно не походил на медвежий - не было когтей да и форма ступни не та. И еще парадокс - из-под углей и золы исчезла картошка, испеченная вечером на костре.
Встречи с волосатыми существами, издали похожими на людей, происходили и в других местах. Например, в Немецких степях, расположенных за озером Зюраткуль, между Нургушом и Уреньгой. Степи представляют собой обширные лесные поляны (горные луга) с разнотравной растительностью и с верховыми болотами. Иначе Немецкие степи называют Большекыльскими водораздельными болотами и торфяниками. Они раскинулись в верхнем течении речки Большой кыл и у западного подножья хребта Уреньги. Горные луга используются как сенокосные угодья. В степях обильно растет дикий прямой лук. К середине лета листья-стрелки этого лука становятся жесткими, твердыми, непригодными в пищу. Покосники замечали в Немецких степях каких-то незнакомых волосатых существ, которые выкапывали из земли луковицы и употребляли их в пищу. Попадались на глаза и огрызки луковиц. Пока неизвестно, какие дикие животные их едят. Это было последнее известие, поступившее мне в 1984 году. Больше ничего существенного я не слышал. Правда, были слухи, что в разные годы спорадично, мимолетом замечали леших на речке Большой Калагазе за Уваном, на западном склоне Зюраткульского хребта между Мохнатой и Голой сопками, о криках леших (чертей) возле села Меседа Катав-Ивановского района сообщал мне житель поселка Рудничного Анатолий Федорович Кутузов (рабочий Бакальской ГРП). В 1993 году М. М. Зайдиганов (из Сибирки) вспомнил, что давным-давно (после войны) видели леших на горе Свиридихе (Свиридовой релке). Всю ночь они орали, хохотали, не давали уснуть рабочим-лесорубам.
Есть и другие косвенные доказательства существования леших в Саткинском районе. В Сатке бытует легенда о Казымовской горе. Пошли как-то девушки на эту гору по ягоды, и повстречался им шурале (леший). Девушки испугались и разбежались в разные стороны, а одна из их упала со скалы и разбилась. Но суть дела в другом. Шурале (леший) был волосатый и с рогами. Но рожки могли появиться позднее из чисто психологических соображений.
До сих пор в народе еще живы поэтические предания, в которых главными действующими лицами выступают персонажи из русской мифологии и дохристианских (языческих) религий. По словам Егора Егоровича Кутузова, старожила Катавки, в Гелином долу (долине речки Буланки, выше моста от дороги между Катавкой и Рудничным) ходит леший, и бывают привидения. В Чертовом долу (долине реки Юрюзани на участке между устьем речки Буланки и бывшей деревней Петропавловкой) водятся черти, которые кричат по ночам. Бакальский краевед Е. П. Трофимов в статье "Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала" (газета "Саткинский рабочий", 1989 г.) тоже упоминал о леших: 1) "Так, по представлениям обывателей Рудничного, в лесу жил леший, хохотавший над заблудившимся человеком и заставлявший его плутать там, где, казалось, трудно заблудиться; 2) "Считалось, что домовой тешится, леший заводит, водяной топит, ведьма могла корову выдоить".
Есть ли реликтовые гоминоиды в саткинских горах и лесах? Мне кажется, что есть. И убежище они могут найти. Почему же я их не видел? Наверное, потому, что не ставил перед собой такую задачу, или просто они не попадались мне на пути. Своими же соображениями я решил поделиться не для того, чтобы кого-то ввести в заблуждение, а, наоборот, чтобы разобраться. Об их присутствии свидетельствуют факты, изложенные в моих невыдуманных рассказах о леших или волосатых существах. Теперь, когда на страницы печати выплеснулась новая волна встреч и открытий снежного человека, мне тоже захотелось высказаться, поделиться мнениями. И я это сделал. Надеюсь, я не подвергнусь остракизму.

Далее

 

 

  
rss